ds10.nevinsk.rusitemap
Вы просматриваете: Главная > Информация для родителей > Требования к речи воспитателя

Требования к речи воспитателя

Мусина Л.Н., воспитатель МБДОУ № 10         

Требования к качеству речи педагога ДОУ

  •         Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.
  •           Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком
  • является подражание. Подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те
  • несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи».
  •          Именно поэтому педагога дошкольного образовательного учреждения
  • сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры
  • речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.
  •          Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.
  •          Нужно уделять особое внимание созданию развивающей среды в детском саду как фактору развития речи детей. Дошкольным работникам должно быть вменено в обязанность создать такую обстановку, внутри которой «речь могла бы развиваться правильно и беспрепятственно».
  •           В современных исследованиях проблем повышения культуры речи
  • педагога выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к
  • ней.
  •          К компонентам профессиональной речи педагога относятся:
  • качество языкового оформления речи;
  • ценностно-личностные установки педагога;
  • коммуникативная компетентность;
  • четкий отбор информации для создания высказывания;
  • ориентация на процесс непосредственной коммуникации.
  • Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:
  •         Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо
  • знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка:
  • орфоэпические нормы образования слов.
  •         Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в её основе. Особое внимание педагогу следует обратить на смысловую сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
  •         Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связанного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
  •         Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.
  • Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей
  • дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
  •         Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
  •         Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируется основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
  •         Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и
  • условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
  •         Знание педагогом ДОУ названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.
  • Литература:
  • Справочник старшего воспитателя ДОУ. – 2009. – № 3