ds10.nevinsk.rusitemap
Вы просматриваете: Главная > Информация для родителей > «Речь ребенка — зеркало речи взрослых»

«Речь ребенка — зеркало речи взрослых»

«Речь ребенка — зеркало речи взрослых»

Следует обратить внимание родителей на то, что для детей в возрасте от I -го до 6-7-ми лет речь родителей является образцом. Родители и близкие родственники – это люди, с кем ребенок общается чаще всего, поэтому следует критично отнестись к своей речи, как к образцу речевого поведения.

Предлагаем следующие правила речевого поведения родителей:

  • речь должна быть достаточно плавной, эмоционально-выразительной, умеренной по темпу. Особенно это требование должно соблюдаться родителями при чтении художественной литературы детям. Невыразительное, быстрое, тихое или, наоборот, излишне громкое прочтение сказок и рассказов отрицательно влияет как на эстетическое развитие ребенка, так и на формирование речи.
  • желательно, чтобы речь родителей была четкой и внятной. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Так тренируется и память, и вырабатывается нормальный темп речи.
  • нельзя говорить с детьми лепетным языком (сюсюкать) избавиться от забавного произношения, которое логопеды именуют “дефект смягчения” – будет очень сложно! Нецелесообразно называть части тела ребенка и предметы, используя уменьшительные формы («ручки», «ножки», «трамвайчик», «папусик» и пр.)
  • речь взрослых не должна быть перегружена труднопроизносимыми для детей словами. С другой стороны, не следует использовать в речи «облегченные слова заместители» («Ава» хочет «ням-ням» вместо «Собачка хочет есть».). Если ребенок постоянно заменяет в речи слова «машина» на «би-би», корова» – «му», нужно приучать называть игрушки правильно, переводя «облегченные слова» в разряд звукоподражаний. Например: «Это корова. Как мычит коровка? Му-му»
  • взрослые не должны включать в речь при общении с ребенком сложные лексико­-грамматические обороты, фразы по конструкции должны быть достаточно простыми;
  • при общении с ребенком следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;
  • ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать ето или раздраженно поправлять.

П родители должны следить за употреблением в собственной речи слов «паразитов» (ну, короче, вобщем-то, э-э-э и пр.), известны ситуации, когда ребенок легко копирует и использует в своей речи сленговые (“прикольный”, “клёвый”, “вау”, “конкретно”, “чисто” и пр.) и нецензурные выражения, смысл которых ему непонятен.      Как и непонятно, за что следует наказание.

Возраст 4,5 – 5 лет педагоги характеризуют как «возраст почемучек». В этот период ребенок начинает буквально одолевать взрослых вопросами, причем выстраивая новые вопросы на ответах взрослых. Например: «Почему корова ест траву?» «Затем, чтобы давать молоко». «А зачем нужно молоко?» «Чтобы дети его пили». В данном случае родителям не нужно «бросаться в крайности»: резко обрывать ребенка («Не говори глупостей») или пускаться в долгие объяснения о пользе молока или строении коровы. Ответы взрослых должны содержать сведения, соответствующие возрасту ребенка. Если ребенок задает сложный вопрос, можно ответить так: «Я обязательно расскажу тебе об этом, но ты должен немного подрасти».