Патриотическое воспитание дошкольника – основа становления личности ребенка_
Патриотическое воспитание – процесс взаимодействия воспитателя, родителей, воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения. Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.
Роль патриотического воспитания в настоящее время очень актуальна. Ситуация, в которой мы оказались сегодня, требует серьезного и глубокого анализа причин происходящих событий, изменений в обществе, в сознании людей. Происходит колоссальная ломка устоявшихся ценностей, мнений, норм поведения. Сегодня понятно лишь одно: пренебрежение прошлым чревато серьезными последствиями. Поэтому важно воспитывать детей в уважении к себе, другим людям, Родине.
Чувство патриотизма многократно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим миром, желание сократить и приумножить богатства своей страны.
Выделяют следующие задачи патриотического воспитания:
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, на которой живет ребенок, городу;
- Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- Воспитание уважения к труду, а так же людям труда, которые создают материальные ценности;
- Развитие интереса ребенка к русскому языку (как государственному), народным промыслам, традициям;
- Расширение представления о других городах России;
- Знакомство детей с государственными символами (герб, флаг, гимн) и символами города, в котором мы живем;
- Формирование чувства уважения к культуре и традициям других народов, толерантного отношения к ним.
Эти задачи решаются в познавательной, игровой, развивающей, трудовой и других видов деятельности ребенка.
В нашем дошкольном образовательном учреждении ведется большая работа по патриотическому воспитанию.
В своей работе воспитатель старается использовать следующие методы и приемы:
- Рассказ воспитателя;
- Беседа с детьми;
- Чтение художественной литературы о родном крае и его историческом прошлом и настоящем, чтение рассказов и стихов и Великой Отечественной войне;
- Разучивание военных и патриотических песен;
- Привлечение родителей для обогащения предметно-развивающей среды: изготовление макетов по военной тематике;
- Организация выставки детских рисунков;
Перечисленные методы и приемы позволяют воспитателю вовлечь в процесс патриотического воспитания родителей. Многие из них приносили фотографии своих дедушек и прадедушек, участников Вов, а также награды, документы.
Работа по патриотическому воспитанию предусматривает и любовь к своей малой родине, своему городу.
Огромная роль в развитии патриотических чувств у детей отводятся художественной литературе и искусству. Воспитанники заучивают стихи о Родине, родном крае, знакомятся с героями ВОВ и их подвигами. Воспитатель знакомит детей с картинами известных художников (Левитана, Шишкина, Поленова, Пластова), которые передают в своих работах подвиг российского народа в ВОВ, а также красоту нашей Родины.
Любовь к своей Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается в стремлении не только больше узнать о ней, но и в желании, потребности трудиться на благо Отечества. Дела ребенка не велики и не сложны, но именно в труде проявляется такие качества характера, как самостоятельность, интерес, упорство, умение доводить начатое дело до конца. Дети совместно с родителями и педагогами участвуют в субботниках по благоустройству территории детского сада, в конкурсах по эстетическому оформлению участков, цветочных клумб.
Значение патриотического воспитания в жизни ребенка – огромно. В союзе детского сада и семьи ребенок получает основы патриотизма, которые являются залогом развития его как личности.
Материал подготовила: Чевело В.В.