ds10.nevinsk.rusitemap
Вы просматриваете: Главная > Безопасность (ПДД) > Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту, социуме. на природе.

Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту, социуме. на природе.

Консультация ” Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту, социуме. на природе”.

Сохранение здоровья детей и формирование у них опыта безопасного, ответственного поведения в отношении своей жизни и здоровья рассматриваются как одна из основных задач системы образования. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО),  формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме, природе осуществляется в ходе реализации образовательной области «социально-коммуникативное развитие». Опыт безопасного поведения не дается ребенку изначально, а является результатом его обучения, воспитания и саморазвития. Дети дошкольного возраста достаточно доверчиво относятся к окружающему миру. Поэтому необходимо уделять особое внимание   формированию культуры безопасного образа жизни именно в дошкольном возрасте, когда такие возрастные и психофизиологические особенности, как чрезвычайная любознательность и эмоциональность, подвижность и физическая слабость по сравнению со взрослыми людьми, незнание и непонимание подстерегающих человека опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения при встрече с ними, а также недостаток у дошкольников самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными явлениями и обитателями, техникой вызывают множество проблем, часто приводящих к печальным последствиям.

Поэтому необходимо именно в это время формировать основу безопасного поведения начиная с младшего дошкольного возраста.  Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство»  ориентирована на решение следующих задач образовательной деятельности:
 – Обогащать представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми.
– Продолжать знакомить детей с простейшими способами безопасного поведения в опасных ситуациях. Формировать представления о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

Сегодня я хочу с вами поделиться своим опытом работы по формированию основ безопасного поведения в бытусоциумеприроде у детей дошкольного возраста. Работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников в нашем ДОУ ведется систематически и постоянно. Она является главным элементоми входит практически вовсе виды детской деятельности для того, чтобы получить «теоретические» знания через практическую деятельность и затем реализовать в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

Исходя из задач образовательной  деятельности в группе создана безопасная развивающая среда и оформлен уголок по безопасности.

В течение года работа по формированию у детей культуры безопасного поведения проводилась  через различные виды деятельности: НОД и беседы  «Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице», «Конфликты между детьми», «Игры и игрушки» ( освоение представлений об элементарных правилах безопасного обращения с игрушками), «Пожарная безопасность», «Пожароопасные предметы», «Осторожно – Электроприборы», «Безопасное поведение в природе» (формирование представлений о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе; знакомство с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.),  «Безопасность на дороге», «Зачем нужны дорожные знаки», «Знакомство со светофором»,« Как переходить улицу», «Тротуар и проезжая часть», «Безопасность в машине», «Безопасность на улице», «Здоровье и болезнь»,  «Витамины и здоровый организм»

Дид/игры  и упражнения: «Безопасность в природе», «Можно — нельзя», «Куклы идут-машины едут», «Наши помощники растения»,  «Правильно – неправильно», «Выбери съедобные грибы и ягоды», «Если случилась беда –  вызывай 01, 02, 03 всегда», «Светофор», «Воробушки и автомобиль», «Цветные автомобили», «Сложи транспорт из частей», «Что нельзя делать на дороге», «Опасные предметы» , «Найди ошибку», «Кому, что нужно для работы».  Оформлена картотека бесед по ОБЖ и были проведены беседы  по темам: «Можно – нельзя», «О добром и злом огне», «Опасные предметы дома», «Если в доме случился пожар», «Спички  – детям не игрушка», «Правила поведения на участке д/с во время прогулки», «Как вести себя в группе», «Зимние дороги» ит.д ., сопровождающиеся показом красочно оформленных картинок с изображениями любых опасных ситуаций в природе  и в быту.

В работе по теме использовалось много художественной литературы: сказки, потешки, стихи, в чём дети познают те самые жизненные уроки безопасности, которые должны освоить. Слушая и обсуждая сюжет сказки, играя в них, дети легко усваивают, какую-то новую ситуацию или проблему, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни.    Ребята играют в сюж./рол. игры  «Семья», «Водители и пешеходы», «Добрый доктор Айболит в гостях у детей», «Красный, желтый, зеленый», «Автобус», «Поликлиника», «Улица», «Мы пожарные»   Подв/игры:  «Светофор», «Цветные автомобили», «Воробушки и автомобиль», «Найди свой цвет», «День и ночь», «У медведя во бору», «Гуси-гуси», «Волк и зайки», «Паровоз» ит.д

В процессе работы над решением задач по ОБЖ   использую ИКТ. Применение компьютерной техники позволяет разнообразить образовательную деятельность, сделать её нетрадиционной, яркой, насыщенной, помогает использовать разные способы подачи нового материала. Использование мультимедийных презентаций даёт возможность наглядно продемонстрировать детям события и явления реальной жизни. С этой целью разработан цикл презентаций для занятий с детьми: «Пожар в лесу», «Кто работает с огнем», «Ознакомление детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения» итд.

Важным моментом освоения дошкольниками знаний и умений безопасного поведения считается ситуативно-имитационное моделирование. Общение детей в игровых ситуациях«проговаривание» правил поведения (Как вести себя если ты остался один дома? Можно ли открывать дверь незнакомым людям? и т. д, имитация действий с потенциально опасными бытовыми предметами дают возможность формировать опыт безопасности («Опасные предметы»)

Полученные в детском саду знания и умения детей закрепляются в семье и родители должны служить образцом для подражания, подавать личный пример безопасного поведения в различных ситуациях, бережного отношения к своему здоровью.

Воспитание детей в русле ответственности за собственную безопасность и безопасность окружающих, формирование представления реальности проблемы и необходимость соблюдения норм и правил поведения – это постоянный процесс, в котором должны участвовать все : и педагоги и родители. Тогда жизнь детей будет в безопасности.

Материал подготовила: Шурубина Н.Г.